О чем говорят в казахстанских подкастах

В Казахстане подкасты с каждым днем привлекают все большую аудиторию, причем в стране не только слушают, но и запускают собственные подкасты. HOLA News поговорил с пятью казахстанскими подкастерами о том, что вдохновило их на создание своего проекта и в чем они видят развитие подкастинга в стране.

Что такое подкаст?

Подкаст – это традиционно аудиозапись, транслируемая в Интернете через RSS-каналы. Сегодня подкасты вышли за рамки аудиоформата, часто можно встретить и видеозаписи подкастов. Считается, что Адам Карри, работавший виджеем на MTV, изобрел подкаст в 2004 году, когда придумал код программы, позволяющей загружать аудиофайлы с помощью технологии RSS для прослушивания на компьютере или переносить их в плеер. Само слово «подкастинг», состоящее из двух слов – iPod и broadcasting, впервые использовал журналист Бен Хаммерсли в газете The Guardian. Уже в 2005 году слово внесли в Оксфордский словарь.

Ежемесячно в США подкасты слушают около 104 миллионов человек (Edison Research). В 2019 году Interactive Advertising Bureau оценил рынок рекламы, которая размещается в подкастах, в 708 миллионов долларов. Ожидается, что в этом году этот показатель превысит 1 миллиард долларов. Популярность жанра растет и в странах СНГ: согласно опросам всероссийского центра изучения общественного мнения, в России каждый пятый слушает подкасты.

Вместе с энтузиастами-подкастерами на рынке начали появляться независимые студии подкастов, например, российская студия «Либо–либо». Подкасты также выпускают крупные медиа, такие как The Guardian, Forbes, National Geographic. В России это, например, издание Meduza, просветительский проект Arzamas, сайт «Лайфхаккер», радио «Маяк».

На сегодня в Казахстане свой корпоративный подкаст выпускают холдинги Коlesa Group и Samruk-Kazyna Trust, но последний выпустил всего лишь три эпизода. Из СМИ свои собственные подкасты запустили издания Manshuq.com, Vlast.kz и tengrinews.kz, международный центр журналистики Medianet, «Новый репортер», проект «.три.точки. Знай, что смотришь!» и проекты «Казконтента».

О чем говорят в казахстанских подкастах?

Первые подкасты в Казахстане появились еще в 2008 году, в те годы даже существовал казахстанский подкаст-хостинг. В 2019-2020 годах желающих попробовать себя в подкастинге стало еще больше. Самый популярный поджанр в Казахстане – разговорный подкаст. 

Елдар Кудайбергенов о менетизации подкастов:

Один из методов монетизации – создание подкаста в партнерстве со спонсорами. Так поступил директор подкастинг-центра Tolqyn Елдар Кудайбергенов, запустив подкаст «Осознанный отец».

«Я утверждаю, что монетизация подкаста в Казахстане возможна. Но пока что не так, как делают во всем мире, когда вставляют короткие рекламные аудиоролики в эпизод. Я зарабатываю на том, что создаю подкаст на заказ. «Осознанный отец» – полностью проспонсированный подкаст, также есть другие подкасты, где я выступаю в роли консультанта или звукорежиссера», – отметил он.

«Осознанный отец», ориентированный на молодых отцов, у которых есть дети школьного возраста, был создан по заказу UNFPA Казахстан. Этот подкаст прослушали около 20 тысяч раз, вышли два сезона.

Свой первый подкаст про рок-музыку Елдар создал в 2008 году. Тогда он жил в Алматы и ездил по репетиционным базам казахстанских рок-групп, выступавших вживую. Там он записывал разговоры с музыкантами об их творчестве, музыке, отношениях в группе.

«Хочу возобновить его с музыкантами столицы», – говорит он.

Сегодня Елдар ведет подкасты «Как учиться», «Осознанный отец», Qazpodcast (разговоры с казахстанскими подкастерами) и свой личный аудиоблог.

По его словам, подкаст «Как учиться» слушает широкая аудитория, не только учащиеся, но и учителя и родители, есть скачивания из России, Европы и Америки. За два года его прослушали около 50 тысяч раз.

По словам Елдара, в казахстанском сегменте не хватает открытости и коллаборации среди подкастеров.

«Очень мало контактов между людьми, мы еще не смогли организовать конференцию или фестиваль», – добавил он.

Елдара Кудайбергенова можно назвать full-time-подкастером. Он основатель подкастинг-центра Tolqyn, который занимается созданием подкаста от идеи и записи до публикации. Центр в столице имеет технически оснащенную студию и все необходимое для выездных записей.

В 2020 году Елдар запустил бесплатный онлайн-курс для подкастеров на казахском языке. На курс записались около 50 человек, уже 10 из них окончили его и создали свои подкасты. Сейчас планирует создать такой же курс на русском языке.

Он отмечает, что подкаст для него – новый альтернативный канал вещания, где он сможет донести свои мысли и идеи до широкой аудитории. Он считает, что люди не делятся той информацией, которой владеют, из-за того, что думают, что это дорого и долго.

«Подкастинг – это про честность. Если человек «не болеет» подкастингом, он вряд ли «взлетит». Важно, чтобы тема подкаста цепляла самого автора. Подкаст – это не формат, а технология вещания информации. Формат и жанр могут быть разными, от интервью и монолога до сказок. Я мечтаю, чтобы профессионалы и специалисты в Казахстане вели свои подкасты. Например, если у преподавателя университета по истории был бы личный аудиоблог, то он дополнительные материалы, интересные мнения, информацию, которую не смог уместить на парах, мог бы давать в виде подкаста. Если бы сантехник в своем подкасте рассказывал о частых ошибках, которые совершают домовладельцы, я бы с удовольствием послушал. Много тем еще не охвачено, тем более на казахском языке. Хотелось бы, чтобы и отраслевые компании начали создавать свои подкасты», – мечтает Елдар Кудайбергенов.

Источник: Holanews.kz.

Site Footer